Толкование снов: методы работы со сновидениями

Имашева Александра Григорьевна

Толкование снов: методы работы со сновидениями

Сны видят все, хотя не все их помнят. Часто сны забываются сразу после пробуждения, а иногда бывают настолько яркими, что запоминаются на несколько месяцев, а то и лет.

Запоминаются сновидения или нет, они каждую ночь нашей жизни сортируют и снимают напряжение, накопившееся за день. Даже если вы никогда не работаете со снами, они продолжают выполнять эту миссию. Однако сны часто несут важную информацию, которую наша бессознательное стремится донести до нашего сознания. Такие значимые сны часто бывают эмоционально насыщенными или повторяющимися.

Если нам не удается извлечь из снов закодированную в них информацию или если мы упорно отказываемся принимать их послания, сны могут становиться все более тяжелыми, принимая форму кошмаров или навязчивых снов. Однако проработанные и расшифрованные кошмары прекращают нас посещать, а навязчивые сны постепенно видоизменяются и в конце концов тоже исчезают.

Факты о сновидениях

  • Все сны, даже кошмарные, несут сновидцам поддерживающие послания.
  • Толкование сновидений открывает доступ к внутреннему «я» человека.
  • Сна часто предупреждают человека, что ему надо позаботиться о своей безопасности или благополучии.
  • Сны могут рассказать о ваших неосознанных эмоциональных и физических потребностях.
  • Сны помогают разрешить запутанные и конфликтные ситуации.
  • Из сна можно узнать о своих скрытых ресурсах и потенциальных возможностях.
  • Сон может подсказать вам выход из тупика и способы преодоления внутреннего сопротивления.

Для того, чтобы сон выполнил свою задачу и донес до нас свое послание, его необходимо расшифровать, поскольку послания закодированы в снах в виде символов.

Методов толкования снов существует великое множество, самый простой и примитивный из них предлагают нам сонники – книги, в которых дается значение символов.

Но любой сон является отражением вашей уникальной индивидуальности и уникальной ситуации, в которой вы находитесь здесь и сейчас, а об этом универсальные толкования сонников сказать ничего не могут.

Гештальт-терапия предлагает другой способ толкования снов (техника «идентификации с образом»), в котором вы сами «развертываете» свое сновидение и добираетесь до его глубинного смысла. Этот метод основан на представлении о том, что каждый персонаж и каждая часть сна отражает какую-то роль, эмоцию или состояние самого сновидца.

Человеку, который работает со своим сном, предлагается играть роль персонажа или какой-то части сна, двигаться и говорить от его имени. «Проживая»таким образом свой сон в состоянии бодрствования, сновидец расширяет его осознавание и выводит информацию, заложенную во сне, из области бессознательного.

Кроме того, осознанно отождествляясь с частями сна, он признает их своими и интегрирует в свою личность. При этом психотерапевт, находясь «за пределами» сновидения, играет роль «проводника по сну», предлагая описать его персонажей, поговорить за них, задавая наводящие вопросы и так далее. Таким образом он способствует процессу осознавания и интеграции материала сновидения.

Однако содержание сна раскрывается через его переживание самим сновидцем, а не путем «внешних» интерпретаций, предлагаемой другим человеком – психотерапевтом.

Работа со сновидением по методу гештальт-терапии

  • Вы пересказываете сон в настоящем времени, как будто события сна происходят прямо сейчас. При этом отмечаете чувства и ассоциации, которые появились во время сна или в ходе пересказа.
  • Выбираете того персонажа или ту часть сна, которая вызывает наибольший эмоциональный отклик.
  • Становитесь этой частью сна, описываете ее, «проигрываете» ваш сон с точки зрения этой его части. Отмечаете чувства, которые у вас при этом появляются. Какое послание несет вам эта часть сна? Эта часть или персонаж может поговорить с вами или с другими частями( персонажами) сна.
  • Идентифицируете себя таким образом со всеми значимыми частями и/или персонажами вашего сна.
  • В конце работы спрашиваете у сна, в чем состоит его послание. Оно может быть для вас совершенно неожиданным!

После нескольких сеансов работы над снами, проведенных с психотерапевтом, вы освоите этот метод и сможете исследовать послания ваших снов самостоятельно.

Работа со снами способна дать нам импульс для достижения цели, прояснить сложности во взаимоотношениях, помочь принять верное решение, пережить утрату. Сны подсказывают, как сделать жизнь более полной, насыщенной и радостной. Они помогают нам лучше понять себя, свои истинные потребности и желания и расчищают путь к самосовершенствованию и личностному росту.

(c) Александра Имашева, использованы материалы книги Маклин, А. Коул «Руководство для ловцов сновидений»

Рекомендую прочитать: «Шоколадный зонтик, или что скрывают ваши сны» Тильда Норберг

Источник: http://www.imasheva.ru/library/papers/22-dreamsingestalt

Основные способы дневниковой работы со сновидениями

Основные способы дневниковой работы со сновидениями

Как показал небольшой опрос, 80,5% ответивших записывают свои сны.

Из них (если принять эту группу за 100%) 11,5% записывают сны систематически, 27% — эпизодически (периодами по несколько недель или месяцев подряд), а 61,5% время от времени делают одиночные записи о снах.

Интересно также, что 44% записывающих сны записывают их в отдельной тетради, файле или блоге, а 56% делают записи о снах в едином дневнике, среди всех прочих записей.

Возникает вопрос: как с этими записями потом можно работать, чтобы извлечь из них пользу?

Словари символов сновидений

Когда мы работаем со сновидениями, мы, как правило, относимся к ним как к сообщениям на иностранном языке или ребусам (или ребусам на иностранном языке…). Чтобы понять, что сновидения значат для нас, нам нужно понять, как их переводить или какие приемы разгадывания применять.

Самый примитивный и полный ошибок «словарь» значений символов сновидений — это так называемый «сонник». Как правило, непонятно, откуда авторы-составители сонников берут свои словарные статьи, и почему они именно таковы.

Можно толковать сновидения в рамках определенных теорий и концепций, и тогда значения символов сновидения будут определяться системой понятий в рамках концепции (см.

«Толкование сновидений» Фрейда и идеи Юнга об архетипах коллективного бессознательного).

В таких теориях и концепциях есть представление о том, как и куда развивается личность, и по снам, истолкованным в рамках «словаря» концепции можно понять, на каком этапе развития находится человек, какие задачи он решает (не только осознанно).

Но не менее интересно составлять свой собственный словарь символов сновидений. Каждый из нас живет и развивается в уникальном контексте, созданном из сочетания культурных, субкультурных, поколенческих, семейных, «отношенческих» и индивидуальных факторов. Не удивительно, что значения конкретных образов сновидений будут отличаться для разных людей.

Создание своего собственного словаря символов сновидений — это большое приключение, которое требует систематической записи снов и анализа их соотношения с событиями во время бодрствования. Для этого может помочь запись снов в едином, «для всего», дневнике, где можно увидеть поток событий и переживаний — и место снов в этом потоке.

Айра Прогофф, впрочем, предлагает записывать сновидения в отдельной тетради или в отдельном разделе дневника, чтобы, перечитывая записанные сны, чувствовать движение потока образов, не прерываемое событиями, размышлениями и переживаниями бодрствования.

Прогофф пишет о том, что важно записать все сны, которые мы помним с детства, и если не удается их точно датировать, то хотя бы расположить в примерном хронологическом порядке.

Он предлагает использовать «сумеречное воображение», чтобы дать возможность образам сновидения продолжить двигаться свободно, трансформируясь в своей собственной логике.

Каталог снов

Вне зависимости от того, записываете ли вы сны в отдельном блокноте/файле/блоге или в одном дневнике «для всего», очень полезно оказывается составлять «каталог снов». Для этого нужно записываемым снам дать названия (по ключевому образу сна). Конечно же, обязательно нужно ставить дату.

Тогда на отдельной странице или в отдельном файле вы сможете составить список снов с датами и названиями. Перечитав его, вы, возможно, увидите какие-то паттерны, повторяющиеся образы и сюжеты.

Повторяющиеся сны практически никогда не тождественны друг другу, они отличаются, и проследив эти отличия, можно увидеть развитие символов и их соотношения с течением времени, отражающее (или предсказывающее) важные направления развития.

Сон как сообщение

Возвращаясь к тому, что сон — это сообщение, можно рассмотреть разные масштабы.

Если мы допустим, что каждый из образов/элементов сна передает нам сообщение, можно, как это делается в гештальт-терапии, по очереди высказаться от лица каждого из элементов сна.

При работе с дневником у нас получаются диалоги с элементами сна, или письма, адресованные нами — им или ими — нам.

Если мы допустим, что сновидение — это история, то тогда в дневнике можно обходиться с ним, как с рассказом.

Можно написать обратную связь о сне, своего рода свидетельский отклик: что во сне больше всего обратило на себя ваше внимание? Какой образ или метафора приходят вам в голову в связи с этим? О чем из вашей личной истории это вам напоминает? О чем это вас заставляет задуматься, куда это вас ведет?

Джилли Болтон в книге «Терапевтический потенциал творческого письма» предлагает использовать для «распаковки» сновидения литературные приемы — переписывание с иной точки зрения и т.д. и т.п. (это заслуживает отдельного поста).

Можно рассматривать поток сновидений (особенно — записанный в отдельном дневнике) как роман-путешествие по мирам  «отражений»: представить себе, что главный герой всех сновидений (как правило, это то, каким себя в этом сне видит сновидец) — это один и тот же персонаж, в разных мирах-»отражениях» обретающий разные свойства. Каждый сон, таким образом, становится эпизодом романа. Мы можем прослеживать развитие героя на протяжении нескольких снов — через преодоление препятствий, решение моральных дилемм, обретение навыков.

Источник: http://www.pismennyepraktiki.ru/kak-poniat-snovidenie/

Работа со сновидениями

Артем Кримнус

Мой подход к работе со сновидениями сформировался под влиянием многих психологических течений. Пожалуй, даже не только психологических, но и философских, и, отчасти, эзотерических. Ведь, чтобы говорить о том, какова цель сновидений и, как она ими достигается, надо иметь представление о душевном устройстве человека.

А в моем случае это представление носит скорее философско-мистический характер, чем строго психологический.

Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на свое представление о структуре и динамике психики.

Надо сказать, что не существует правильной теории сновидений, как не существует в психологии и правильной теории личности. Каждый психолог разрабатывает ее для себя сам, конечно, основываясь на более фундаментальных разработках.

У меня тоже к сновидениям свой собственный подход. Я не говорю, что придумал что-то новое. Нет, мой вариант — это солянка из того, что мне понравилось в чужих подходах и, что удалось приспособить для себя.

Как и положено, все эксперименты по началу ставились на самом себе — именно мои собственные сновидения были первичным материалом для анализа. Рассказывать о том, каким мне видится устройство души, не буду — это предмет отдельного разговора.

Скажу лишь, что, по моему представлению, психика стремится к равновесию, и когда человек чрезмерно развивает или, наоборот, подавляет какой-то аспект своей личности, то разными способами психика стремится вернуть человека на «путь истинный». Сновидения — это первая ласточка.

Сначала душа через сновидения тихонечко подсказывает человеку, что идет не так в его жизни. А если человек намеков не понимает, душа использует более мощное средство — тревожные сны, а на следующем этапе — кошмары.

Можно сказать, что цель сновидения — удержать человека от впадения в крайности и помочь реализовать заложенный в него потенциал. С такой позиции, вполне очевидно, что, понимая язык своих сновидений, человек может обойти очень многие мели на своем пути. Анализом и работой со сновидениями мы и займемся.

Сновидения я рассматриваю, как тщательно поставленные спектакли с глубоким метафорическим смыслом.

Действующие лица и отдельные объекты таких постановок — это отдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма — это иллюстрация к связям и взаимоотношениям между этими аспектами, рассказанная эзоповым языком.

Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что каждый образ сновидения (персонаж или пассивный объект) — это метафорическая персонализация какой-то психической структуры. То есть, все происходящее в сновидении — это отображение происходящих в душе процессов.

Поэтому, я очень осторожно отношусь к «вещим» снам. Я не говорю, что их не бывает — бывают, но только редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомого человека, это ничего не говорит о состоянии здоровья того человека и не предупреждает о надвигающейся беде.

Это может означать, что, в метафорическом смысле, для нас «умерла», то есть, утратила значение, какая-то наша часть или установка, которая изображена в сновидении в виде знакомого человека. Ну, или что-то подобное. Для меня, сон — это обратная связь со своей душой. Очень эффективная связь.

Как и любой спектакль, сновидение имеет свой сценарий — последовательный динамический сюжет. Во сне мы видим не статическую картинку, а события, разворачивающиеся на той или иной сцене.

Как я уже говорил, для понимания сновидения нам важны, во-первых, отдельные значимые образы, во-вторых, динамика и смысловая нагрузка их взаимоотношений. Я рассматриваю каждое сновидение, как повествование, у которого есть завязка, кульминация и развязка.

Кульминация — самое важное, что происходит во сне; завязка — это предыстория событий, а развязка — это последствия, которые, вероятно наступят, если человек ничего не изменит в своей жизни.

Структура сюжета может быть и другой, но, так или иначе, изучение и анализ структуры — это первый этап при моей работе со сновидением. Только, узнав структуру сюжета и описав основные связи между образами сновидения, можно продолжить работу — поиск смысловой нагрузки.

Забыл упомянуть важную деталь — для понимания сновидения очень важны те эмоции и чувства, которые человек испытывал во сне и сразу после того, как проснулся. Эмоции и чувства — гораздо более важны для понимания смысла тех или иных образов сновидения, чем их визуальное изображение.

Например, совершенно жуткого вида чудовище, при всем при том может вызывать чувство спокойствия и безопасности, а, безобидно выглядящая телефонная трубка, вызывать панический ужас. Поэтому говорить о сновидении, не обращая внимания на испытанные человеком чувства, — это трата времени.

Возьмем для примера такой сюжет: девушке снится, что она находится в центре огромного города; вокруг много людей; в какой-то момент она поднимает голову и видит, что в небе висит прекрасный белоснежный дворец; она испытывает радостные чувства, восхищается этим дворцом; потом она поворачивается к людям, которые находятся рядом и пытается привлечь их внимание к этому дворцу, поскольку никто на него не обращает внимания; люди реагируют прохладно и в тот момент, когда девушка снова смотрит на дворец, она видит на его месте скучное желтое здание; дворец исчез; девушка испытывает разочарование и опустошение.

Сначала рассмотрим структуру сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное волшебное воодушевляющее, потом по какой-то причине она хочет привлечь внимание окружающих, а, когда ей это удается, видение сменяется на что-то малопривлекательное.

Еще короче — есть положительный образ, девушка совершает действие, образ сменяется на нейтральный.

Завязка — большой город, дворец в небе, воодушевление, кульминация — попытка привлечь внимание и трансформация дворца в простой дом, развязка — разочарование и опустошение.

Проделав такую работу, мы уже прошли половину пути к пониманию послания, которое душа хочет донести до сознания. Во многих случаях, можно остановиться на этом этапе, поскольку дальше все становится очевидным.

С нашим примером тоже можно сделать некоторые выводы — девушка совершает ошибку, желая поделиться своим видением с людьми. Она хочет, чтобы все вокруг радовались и восхищались так же, как она (материал для дальнейшего анализа).

А, передав свое видение посторонним людям, она вдруг обнаруживает потерю его ценности.

Когда она пытается рассказать всему миру о том, что видит у себя в душе, она растрачивает энергию. Ее ошибка в желании поделиться, в неумении довольствоваться единоличным переживанием своего видения.

Вместо того чтобы отдаться ему полностью, она бросается к людям с восклицанием — «Смотрите! Смотрите!», а в результате, ни люди не видят ничего особенного, ни она сама. И приходит разочарование и опустошение.

Кратко можно сказать, что, вероятно, девушка в жизни пытается донести до окружающих ее людей свои внутренние переживания и образы, а, проделав это, она обесценивает их для себя и утрачивает с ними связь.

Пытаясь словами выразить невыразимое, человек тратит силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным и волшебным (дворец), после попыток объяснить и передать это другим, превращается в пустую бессмыслицу (простой дом).

Оговорка — в данной трактовке сделано допущение, что люди из сновидения соответствуют реальным, пусть не конкретным, людям.

Может быть и другой вариант — люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в глазах которого девушка и пытается «оправдать» ценность своего видения. Чтобы определиться более точно, нужно учитывать жизненный контекст сновидицы.

На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь ведет человек, чем занимается и, что с ним вообще в данный момент происходит.

Однако надо учитывать, что далеко не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной работы над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не получается.

Кстати, вполне надежным критерием правильной трактовки сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы.

Если реакция отсутствует — то есть человек не чувствует внутри никакого отклика на предложенную трактовку, значит что-то в ней не так, что-то упущено или понято не верно.

Так вот, если «инсайт» не наступает сразу, приходит время следующего этапа. После того, как определена структура и выделены основные действующие лица и их взаимоотношения, можно приступить к их анализу. Тут есть два дополняющих друг друга подхода.

Первый — поиск индивидуального смысла каждого отдельного образа, второй — определение смысла с точки зрения коллективного символизма.

В обоих случаях, каждый образ изучается, сначала, отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и общим течением сюжета.

При поиске индивидуального смысла, обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от психоаналитической техники свободных ассоциаций). Не надо понимать поиск ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций тоже может быть эффективным).

Напомню, что за каждым образом сновидения стоит некая психическая структура — это может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая другая заморочка. Так вот, понять смысл образа — значит, докопаться до того, на что этот образ указывает.

Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, один и тот же образ сновидения может у разных людей указывать на совершенно разные вещи.

Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью и дружбой, а кого-то с волками и опасностью. Поэтому, поиск индивидуального, вытекающего из личного опыта, смысла — второй по важности момент при анализе сновидения.

Чтобы нащупать глубинный индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть глаза и погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те чувства и мысли, которые он вызывает.

Часто, эффективным бывает другой подход — поиск для образа параллелей из реальной жизни, того, что созвучно этому образу или как-то его напоминает. И тот, и другой подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке образа.

Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется интересным — человека просят рассказать свое сновидение с точки зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все те чувства, которые он (образ) испытывает.

Как и все остальные практики в гештальт-терапии, такое проговаривание должно происходить в такой форме, как если бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще не пользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной.

Источник: http://MirZnanii.com/a/205236/rabota-so-snovideniyami

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть