Психология женских сказок о взрослении замужестве и любви

Психологическая интерпретация наших любимых сказок

Психология женских сказок о взрослении замужестве и любви

пользователем сайта

Сказки — неотъемлемый атрибут нашей жизни.  С момента рождения наши головушки уже познают о сказочных дворцах, принцах и принцессах. Когда мы уже становимся «взрослыми и самостоятельными»: научились ходить, разговаривать, задали уже все вопросы «почему?», а некоторые научились читать, мы начинаем мечтать о той сказочной жизни.

Конечно, реальность нашего бытия берет верх над нами, и со временем все эти мечты перестают быть частью нашей жизни, но могу с уверенностью сказать, что мы не выбрасываем из своей головы эти иллюзии. Ведь каждый глубоко в душе ощущает себя маленьким ребенком, который верит в чудо.

Однако, как оказалось, не все так просто с этими сказками, оказываться эти маленькие незатейливые истории имеет очень глубокий психологический контекст, настолько глубокий, что перед нами возникает вопрос, а действительно ли сказки предназначены для детей? Еще один очень важный факт: ваша любимая с детства сказка может объяснить природу ваших нынешних проблем и страхов. Ну что же начнем!

Золушка
Итак, давайте посмотрим на сюжет «Золушки». Странная семья, честное слово! Безвольный папа, злобная мачеха с отвратительными сестрами и кроткая, бедная девочка, вынужденная батрачить на всю семью. На самом деле, мачеха – это и есть настоящая мама Золушки.

 Мачехи в подобных сказках всегда имеют собственных, нежно любимых и беспомощных детей, тогда как неродная, милая и услужливая падчерица держится в черном теле. Объясняется эта несправедливость весьма банальной причиной. Первый ребенок получает всю любовь и заботу от своей матери.

Но вот на свет появляются младшие сестры или братья… Добрая мама тут же превращается в злую мачеху (пойди, подай, принеси, перепеленай, посмотри за сестричкой), а дочка – в несчастную, отвергнутую, забытую Золушку. Признать маму плохой девочке не хочется, поэтому надо представить себе сказочный сюжет на заданную тему.

Скорее всего, он будет выглядеть так: моя мама ушла, умерла, бросила меня. А вместо нее явилась эта самая мачеха, которая теперь не дает буквально никакой жизни. 

В психологии существует такой термин как «синдром Золушки» — это комплекс, который выражается низкой самооценкой и пассивным характером его обладательницы. По сути, типичная Золушка, как в сказке Шарля Перро, не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению.

Родители (но на их месте вполне могут оказаться близкие друзья, муж) считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, тесно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может.

Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли многомудрой Феи всегда готов решать ее проблемы. Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, они, словно пленницы, живут в небольшом замкнутом пространстве.

И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность.  Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в них умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Тихие и незаметные, они не создают проблем у родителей, их минуют подростковые кризисы. Но эта пластичность и отзывчивость не идет им на пользу.

Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, они так и не научатся определять свои таланты, желания, ценности.

Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и формальных успехов. Золушками могут быть и красавицы, и умницы, и даже вполне успешные женщины.

Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслуженный. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть».

Ведь успешных Золушек не бывает, иначе от чего тогда их будет спасть Принц?

И конечно, Золушки очень романтичные особы. Мечтают о любви с первого взгляда и на всю жизнь, читают дамские романы, увлекаются женскими сериалами. Верят, что где-то на свете существует идеально подходящий для них человек, и все что от них требуется – это ждать, когда же Принц их найдет. В сказке нашей «Золушке» очень повезло: она обрела своего принца, не прилагая никаких усилий.

Все решил случай: она потеряла туфельку, принц решил найти ее обладательницу и в конечном итоге нашел. В реальной жизни ждать принца – невыгодная позиция, ведь рядом повсюду будут «уродливые сестры» (уродливые они только для Золушки), которые смело сумеют переманить принца.

Кроме этого, в современном обществе произошла подмена понятий, а именно: один из основных инстинктов мужчин – функция добытчика, исчезает из-за ряда причин, а идеальный принц для Золушки – это именно тот самец, который «пришел, увидел, победил», то есть риск, что она попросту может не дождаться своего «мужчину» и остаться старой девой.

Красная шапочкаВ «Красной шапочке» речь идет о невероятных семейных отношениях, когда мать отправляет маленького ребенка в лес, к бабушке. Мыслимое ли это дело? На самом деле, с психологической точки зрения, сказка о Красной шапочке – это сказка о первых сексуальных фантазиях.

Ибо в оригинале девочка несет бабушке не только пирожки и горшочек масла, а еще и бутылочку с красным винцом. И предлагает она волку эту самую бутылочку открыть. Так что помимо прочего, сказка о Красной Шапочке – это сказка о девочке, которая с удовольствием соблазняет мужчину (волка) невинным поведением, после чего с неменьшим удовольствием, обязательно позовет охотников.

В жизни такие сюжеты встречаются на каждом шагу – динамо в красной шапочке получает наслаждение, используя свое тело, как ловушку для «плохих дядек». Сами по себе эти звери-мужчины ее совершенно не интересуют, ведь единственной причиной неадекватного поведения Красной Шапочки становится желание отомстить родителям, так запросто отправившим ее восвояси.

Взрослая Красная Шапочка нередко выходит замуж, но она так и остается вечной девочкой, не признающей собственную женственность. Любопытно, что современные Красные Шапочки обожают связываться с местными хулиганами, бандитами, преступниками – одним словом, «волками», — и мстят им при первой возможности.

Красавица и чудовище«Красавица и чудовище» содержит в себе глубокую духовную истину, являясь, в сущности, поучающей притчей. В основе этой сказки лежит принцип: «Если женщина любит мужчину достаточно сильно, она может изменить его». Это могучее, всепроникающее убеждение кажется вмонтированным в ядро нашей психики.

В нашей повседневной речи и поведении постоянно проявляется одна и та же культурная установка: мы можем изменить человека к лучшему силой своей любви, а если мы женщины, то это наш долг.

Когда близкий нам человек поступает или чувствует не так, как нам хочется, мы начинаем искать способы изменить его поведение или настроение — обычно с благословения других людей, дающих нам советы и поощряющих наши усилия («А ты не пробовала…

?») Такие предложения в силу своей многочисленности могут противоречить друг другу, и немногие друзья или родственники способны удержаться от них. Каждый хочет помочь, даже средства массовой информации. Они не только поддерживают культурный стереотип, но благодаря своему влиянию всемерно укрепляют его. К примеру, женские журналы полны советов вроде «как помочь вашему мужчине стать.

..», в то время как советы вроде «как помочь вашей женщине стать…» фактически отсутствуют в соответствующих журналах для мужчин. И мы, женщины, покупаем журналы и пытаемся следовать заключенным в них советам, надеясь помочь своим мужчинам стать такими, какими мы хотим их видеть.

Почему идея превратить несчастного, больного или «нехорошего» мужчину в безупречного партнера является для нас такой привлекательной? Почему она так прочно владеет нашими умами, так пленяет нас?
Для некоторых ответ может показаться очевидным: в основе христианской религии воплощен принцип необходимости помогать тем, кому повезло меньше, чем нам.

Нас учили со щедростью и состраданием относиться к чужим проблемам, не судить, но помогать — это, похоже, является нашим моральным долгом.

К сожалению, подобные добродетельные принципы никак не объясняют поведение миллионов женщин, выбирающих своими партнерами жестоких, безразличных, эмоционально недоступных, пристрастных к алкоголю и/или наркотикам либо по иным причинам не способных к любви и нежности мужчин. Женщины, которые любят слишком сильно, делают этот выбор из-за неудержимой потребности иметь власть над близким человеком. Принцип, что любовь способна превратить чудовище в принца является мифом, придуманным женщинами. По факту, для мужчины брак – это постоянное изменения себя (как для женщин), а просто приобретение нового социального статуса, они не собираются меняться. Женщины, которые вышли замуж, чтобы изменить своего партнера, нередко стают жертвами домашнего насильства.

РусалочкаСказка о Русалочке – это единственная сказка без «хеппи-энда», но в основе этой сказки также лежит психологическая проблема. Если вспомнить сюжет, то Русалочка – это милое, но бессмысленное создание с роскошной грудью и хвостом на месте того, что положено настоящей женщине, влюбилась в двуногого принца.

Ради этой любви ей пришлось покинуть отчий дом, широкие перспективы дочери морского царя, пойти на сговор с колдуньей, остаться без хвоста и гарантированной возможности прожить долгие и счастливые 300 лет.

В довесок к этому блаженной русалочке полагалось страдать при каждом шаге от невыносимой боли и молчать, как рыба об лед, потому что садистка-колдунья отрезала ей еще и язык.

Но и этого мало. Поскольку Русалка решила вести жизнь совершенно отличную от жизни предков, непременным условием ее выживания на суше становится свадьба. Если свадьбы не будет, ей гарантировано превращение в пену морскую.

Русалочка  пачкает королевский паркет кровью, сочащейся из прелестных ножек во время танцев, в надежде, что принц наконец-то поймет, что пора бы уже и жениться. Но ничего не помогает.

Этот Принц Русалочку в шелка и муслин наряжает, повсюду с собой таскает, играет ее кудрями, в общем, развлекается, как может, после чего совершенно закономерно женится на настоящей девушке, симпатичной дочери богатых родителей, получившей хорошее образование и приданное в виде половины королевства. Эта сказка как раз-таки описывает созависимые отношения.

А именно те отношения, в которых один из партнеров полностью зависим от другого (не обязательно в финансовом плане). Основные принципы созависмых отношений: смысл жизни сосредоточен в партнере, учитываются только желания партнера, терпение любой боли во имя ЛЮБВИ.

В основном, такие отношения редко приводят к браку, мужчина абсолютно не воспринимает такую женщину как свою жену, как человека, который достоин уважения, а даже если и доходят, то в таком браке мужчины позволяют себе все, а их зависимые женушки вечно все им прощают. Такое поведение к мужчинам формируется еще с детства. Причиной всему этому – недостаток тактильной и эмоциональной любви от матери. Как раз-таки у Русалочки очень рано умерла мать, а поэтому материнской ласки она не смогла познать.

На самом деле сказок очень много и много интерпретаций к ним. Я попыталась собрать самые интересные и приближенные к реальной жизни психологические анализы. Если эта тема вас заинтересует, буду продолжать работать над ней. Если же не, то все равно буду благодарна за прочтение.

Всего наилучшего, Дорогие Сплетницы! И до встречи!

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/140867_psikhologicheskaya-interpretatciya-nashikh-lyubimykh-skazok

Психологическая помощь женщинам: влияние любимой детской сказки на жизнь девушки

Психологическая помощь женщинам: влияние любимой детской сказки на жизнь девушки

Любимая сказка в детстве может влиять на всю последующую жизнь. Подобно тому, как мы неосознанно впитываем сценарии жизни наших родителей, сюжет сказки тоже влияет на выбор собственного жизненного пути. Юнгианский психолог Ханс Дикман писал, что человек может словно «застрять» в сказке, снова и снова повторяя ее паттерны.

Сказку можно рассматривать как внутреннюю реальность. Главный герой или героиня — это «Я» человека. Обычно в волшебной сказке присутствуют два Мира: обычный, материальный и волшебный, Мир Бессознательного. Он представлен в виде Леса, Подводного царства, пространства внутри колодца и пр.

 В начале сказки наступает время кризиса, внутреннего конфликта, когда по-прежнему жить невозможно.

Герой или героиня пускается в опасное путешествие, в результате которого претерпевает изменения, обретает новые качества, интегрирует часть Бессознательного и в конце сказки, если повезет, соединяется со своей половинкой — сказка заканчивается свадьбой, символизирующей Целостность.

Герой или героиня в начале сказки и в конце — это два разных человека, сказка на символическом уровне показывает процесс трансформации, изменений, произошедших с героем. Аналогом таких изменений в реальной жизни могут быть экстремальные переживания, психотерапия и пр.

Существуют «женские» и «мужские» сказки, в зависимости от того, кто является главным героем повествования. Например, «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» — это мужские сказки.

Далее мы рассмотрим несколько типично «женских» сказок и опишем, как они могут влиять на жизнь девушек, в детстве любивших их.

1​ «Красная шапочка». Красный цвет символизирует активную жизненную позицию, сексуальность. Вместе с тем — это цвет крови. В зашифрованном виде нам показывают, что героиня сказки достигла возраста менструаций, т. е. из ребенка она стала девушкой. Она погружается в Мир Бессознательного (лес) и встречается там с образом страшного Волка, который хочет съесть ее и бабушку.

Девушки, которым нравится эта сказка, вероятнее всего, получали от своих матерей определенные послания про мужчин. Например: «Мужчины — это животные, которые зациклены на удовлетворении физиологических потребностей: секс, еда, сон». «Контакт с мужчиной неизбежно приводит к растворению в нем, его жизни, потере своей индивидуальности и интересов».

Девушкам с детства внушается недоверие, страх перед мужчиной. Партнерский контакт, основанный на близости и доверии невозможен. Чтобы жить рядом с мужчиной и сохранить себя непременно нужно манипулировать, лгать, хитрить, а на всякий случай иметь скрытое оружие в виде компании дровосеков с их ружьями, которые при необходимости умертвят страшного Волка.

Коротко говоря — «Хороший мужчина — это мертвый мужчина». По ходу сказки Красная шапочка из возможной жертвы становится сообщницей агрессора.

Такие девушки, опасаясь быть растворенными в чужой жизни, могут искать мягких по характеру партнеров, чтобы подчинить их своим интересам, «растворить» в собственной жизни.

Либо соблазняются агрессивными, брутальными, авторитарными мужчинами, и со временем действительно «поглощаются» партнером.

2​ «Красавица и чудовище». В русском варианте — это сказка «Аленький цветочек». Как и в предыдущей сказке, здесь мы видим образ Чудовища, невиданного Зверя, «не человека». Героиня своими необычными желаниями навлекает беду на отца, потом жертвует собой, чтобы спасти его. Чудище она также спасает, постепенно «очеловечивает» своими стараниями и любовью.

Девушки, которым нравится эта сказка, обладают следующими качествами характера: обычно у них очень сильная связь с отцом, это так называемые «папины дочки». При этом образ отца настолько сильно доминирует в психике, что реальному партнеру просто нет там места.

Если отец положительный (как в сказке), то партнеры не выдерживают конкуренции с ним, обесцениваются и изгоняются. Если отец отрицательный, например, алкоголик, или домашний тиран — то девушка также сильно привязана к семье, заботясь о нем, защищая от его гнева других членов семьи и пр. Т.

е на построение отношений вне семьи не хватает ресурса.

Когда все-таки приходит осознание, что это необходимо, такие девушки ищут прообраз негативного отца — «Чудовище» — во внешнем Мире. Наиболее типичен этот сценарий для девочек, выросших в семьях алкоголиков, душевно больныз людей, нуждающихся в психологической помощи.

Если мать девочки не разводилась с таким отцом всю жизнь, пытаясь «очеловечить» его, то, достаточно часто дочь бессознательно выбирает такой же сценарий.

Девушки, выходящие замуж за пьющих парней, или употребляющих наркотики, надеются, что «Моя любовь его исправит!» К сожалению, чаще случается наоборот: постепенно уходит надежда на нормальные отношения, женщина озлобляется, деградирует в таком браке и сама становится похожим на Чудовище, например, срывая злость на своих детей.

3​ «Золушка». Сказка про то, что имея покладистый характер, высокую работоспособность и чуточку везения можно «заслужить» хорошего, богатого, высокого по статусу мужа.

Наш Мир очень конкурентен. Девушки, выбирающие для себя сценарий «Золушки» надеются победить в конкуренции путем трудоголизма и своей «хорошести». При этом негативные с их точки зрения качества, например, агрессия, эгоцентризм сдерживаются, вытесняются в бессознательное и уже оттуда влияют на психику.

Следствием сдерживания агрессии могут быть соматические заболевания. Удобный для окружающих характер через некоторое время становится неудобным для самой девушки.

Осознание, что награда за эти лишения все никак не появляется, а Принцы выбирают других девушек, ведет к фрустрации, неуверенности в базовых основах своего мировоззрения.

Достаточно часто у «Золушек» сильно развит перфекционизм, т. е. стремление все делать на «отлично» либо не делать вообще. Стремление завоевать Принца может способствовать усилению перфектных настроений, установке «Я недостаточно стараюсь, надо усилить обороты!», что ведет к истощению, отчуждению от собственных желаний и здоровых инстинктов, безысходности, ощущению Несправедливости Мира.

Такие девушки могут долго выносить позицию жертвы, в надежде когда-нибудь отыграться на обидчиках.

4. «Спящая красавица». В русском варианте — «Сказка о мертвой царевне». Эти девушки обладают пассивной позицией, они словно спят, ожидая, что все придет само собой.

Они отказываются от участия в конкуренции за мужчин, построение карьеры, сдерживают свои потребности, словом живут «как во сне». И все это ради «прекрасного будущего»! В реальной жизни, к сожалению, девушка не может ждать сто лет своего партнера.

По мере старения, увядания нарастает обида, появляется раздражение, горевание по упущенным возможностям.

Внешне они могут производить впечатление словно «законсервированных» женщин, которые цепляются за юношеский образ себя, следы былой красоты и миловидности и нуждаются в психологической помощи. Им сложнее, чем другим принимать свой возраст и необходимость решения задач, характерных для каждого периода жизни.

Так что же делать, если, девушка вдруг обнаружила, что находится «в плену» у любимой с детства сказки? Осознание этого уже является первым шагом в решении проблемы. Постепенное разотождествление с образом любимой героини, сохранение положительных паттернов ее поведения и отказ от отрицательных — вот путь к пересмотру своих отношений к противоположному полу и Жизни в принципе.

Источник: http://www.bajena.com/ru/articles/3191/psihologicheskaya-pomosch-zhenschinam/

О чём рассказывают сказки

О чём рассказывают сказки

Знаете ли вы, что Золушка и её завистливые сёстры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет? Меняются общество, обычаи, государства и языки — а сказки не устаревают, и мы по-прежнему читаем их детям.

Такая долгая жизнь этих сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей — наши архетипические внутренние конфликты.

Они затрагивают семейные отношения (например, соперничество между братьями и сестрами) и проблемы личного характера (выход из детского зависимого положения, самоутверждение, осознание своих достоинств, переживание Эдипова комплекса).

Родителей порой пугают сказочные насилие и жестокость; современная детская литература нередко старается избегать всего страшного и печального. «Не стоит отказываться от страшных сказок: инсценируя бессознательные страхи ребёнка, они помогают ему осознать и преодолеть их, — говорит аналитик Станислав Раевский. — Облегчённая литература, очищенная от страдания и жестокости, лишь учит ребёнка прятать свою тревогу».

Богатство символического содержания сказок делает их прекрасным материалом для анализа. Психоаналитикам-фрейдистам интересно выявить подавленные пласты нашего бессознательного, которые отражаются в той или иной сказке.

Например, они считают, что в английской сказке про Джека, который вырастил бобовый стебель до самого неба, убил на небе великана и завладел сокровищем, в символической форме выражено бессознательное стремление подростка «убить отца» и так утвердить свою мужественность.

Юнгианские аналитики видят в этой сказке скорее рассказ об инициации, достижении личностной целостности.

«С точки зрения аналитической психологии любая сказка символически описывает внутренний процесс, а не внешние события или отношения с другими людьми.

Герои сказки трактуются как разные составляющие одной личности, отношения между которыми приводят к трансформации и личностному росту«, — поясняет юнгианский аналитик Юлия Казакевич.

Обе эти интерпретации не исключают друг друга, но существует и третья: как и во множестве других сказок, Джек на своём примере просто показывает детям, что любые трудности можно преодолеть с помощью ума и смекалки.

Универсальный характер сказок даёт возможность использовать их в психотерапии. По словам Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, даёт общую систему символов.

Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка». «Важно и то, как именно человек расскажет свою любимую сказку, — добавляет Юлия Казакевич. — Каждый по-своему расставит акценты, добавит или уберёт подробности, важные именно для него.

Следующий шаг — написать свою собственную историю. Не случайно рождение авторской, литературной сказки исторически предшествует появлению психоанализа.

Литературная сказка — это переход между народной сказкой и теми сказками, которые каждый может написать сам, пытаясь понять сложность и противоречивость своего внутреннего мира».

Дети и взрослые — мы возвращаемся к сказкам снова и снова, воссоединяясь таким образом с собой, помогая пробудиться ребёнку, который скрывается в каждом из нас, раскрывая силы собственного воображения, способного преобразить нас и нашу жизнь.

Белоснежка

Мачеха завидует принцессе Белоснежке, потому что та красивее её.
Белоснежку отводят в лес, чтобы там убить, но отпускают, и она укрывается в домике семи гномов. Мачеха находит её и, переодевшись старушкой, даёт ей отравленное яблоко. Белоснежка оживёт, только когда её поцелует принц.

Трудности полового созревания
Братья Гримм донесли до нас сказку, необычайно точно описывающую важнейший этап развития девочки — период полового созревания. В начале сюжета королева-мать (потом она умирает во время родов) уколола себе палец.

Три капли крови падают на снег — это подчёркивает контраст между невинностью и сексуальностью. Так сказка готовит девочек к тому, чтобы принять менструацию. Далее: в глухом лесу, среди гномов — персонажей, лишённых сексуальности, Белоснежка взрослеет.

С ними она репетирует материнство (но пока без мужчины), учится вести хозяйство. Выполняя все функции женщины, кроме сексуальной и воспроизводящей, она становится готовой к приходу принца. Наконец, эта сказка говорит о зарождающемся соперничестве между матерью и дочерью.

Образ злой мачехи, конечно же, символизирует обычную, несказочную мать, которой завидует растущая девочка. Отравленное яблоко воплощает собой чрезмерную материнскую любовь, её всемогущество и страх наказания, которые девочке необходимо осознать и преодолеть, чтобы из ребёнка превратиться во взрослого человека.

Это и напоминание матери о том, что отношения с дочерью пора перестроить, признав за ней право выбрать собственный путь. Кровь первой менструации — сигнал об этом.

Ослиная шкура

Король, потеряв горячо любимую супругу, ищет новую жену, которая бы ничем не уступала умершей, и влюбляется в собственную дочь. Принцесса, следуя наставлениям феи-крёстной, убегает из дворца, переодевшись в шкуру осла. До встречи с прекрасным принцем она живёт в бедности вдали от родного королевства.

Табу инцеста
Это, пожалуй, наименее известная из всех сказок Шарля Перро: в ней говорится о самом строгом из существующих табу. Стремление к инцесту, приписанное сюжетом королю, — это проекция влечения любой девочки к отцу, которое является естественным этапом взросления. Героиня сказки преодолевает свою тревогу, отказываясь, по совету феи, от лёгкой жизни.

В чужом королевстве она живёт в грязи, пасёт скот, что символически передаёт трудность осознания инцестуозного влечения. Лишь приняв свою тёмную сторону (к к-ой относятся инцестуозные переживания), принцесса получает право вступить в «правильный» брак.

Переодевание в шкуру животного — символ магической трансформации: девочке удаётся не только сохранить свою душу, но и выйти на новый уровень.

Красная Шапочка

Самую красивую девочку в деревне мама отправляет к бабушке. В лесу она встречает волка, который съедает сначала бабушку, а потом и девочку. Мало кто знает, что оригинальная (1697 год) версия Шарля Перро на этом и заканчивается — нам больше знаком вариант со счастливым концом, где охотники убивают волка, вспарывают ему живот, а девочка с бабушкой оказываются целыми и невредимыми.

Сексуальное искушение В этой знаменитой сказке сексуальный смысл выражен наиболее прямо. Красный цвет символизирует сексуальные переживания; волк — это, конечно, мужчина: когда девочка раздевается и ложится к нему в постель, а зверь говорит ей, что у него такие большие руки, чтобы крепче обнять её, сомнениям не остаётся места.

Не удовлетворившись недвусмысленностью этих образов, автор посчитал нужным ещё снабдить сказку советом: девицам не надо слушать коварных речей мужчин. Согласно моральным нормам того времени, сказка говорит, что сексуальность опасна, приравнивает мужскую сексуальность к агрессии, а женскую — к жертвенности.

Красная Шапочка, в отличие от других сказочных героинь, не вырастает, так и остаётся девочкой.

Не случайно мы упорно дополняем эту сказку отсутствующей у Перро трансформацией («второе рождение» бабушки и внучки из вспоротого живота волка).

Золушка

Овдовев, богатый мужчина женится на женщине с двумя злыми дочерьми. Они издеваются над Золушкой до тех пор, пока на балу в неё не влюбляется принц. Существует множество версий этой сказки, в том числе и у братьев Гримм. Знаменитая хрустальная туфелька появляется в версии Шарля Перро.

Соперничество в семье

Соперничество детей из-за родительской любви существовало всегда и является совершенно нормальным явлением. Жизнь Золушки кажется нам преувеличенно тяжёлой. А ведь в сказке отражены эмоции любого ребёнка, у которого есть братья или сестры, а также чувства, которые он испытывает к родителям. Образ злой мачехи позволяет ребёнку признать свои «дурные» переживания (гнев и обиду на родителей), не испытывая при этом чувства вины. Мачеха и её злые дочери отнимают у Золушки отца — он заботится о них, а не о родном ребёнке. С т. з. внутренних процессов история Золушки — это история осознания желаний, которые, в отличие от желания получить красивое платье или поездку на бал, никогда не могут быть удовлетворены отцом. Желания подавлены, что символизируется подчинённым положением Золушки, грязны, как зола, на которой она сидит или спит, и расцветают (направленные на подходящий объект) после трудной работы по осознанию и принятию.

Дарья Михеева

Источник: http://psyworld.org.ru/2008/01/11/o-chyom-rasskazyivayut-skazki.html

Женские сказки

«Вначале невозможно поверить, что вся судьба, все ее взлеты и падения наперед расписаны ребенком не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста. Но именно это утверждает теория сценариев» Эрик Берн

Посеешь сказку — пожнешь судьбу

Сценарий этот формируют родители, наследственность, обстоятельства нашей жизни и многое другое. И далеко не последнюю роль в нем играют СКАЗКИ, которые нам читали в детстве. Из сказок мы получаем свои первые знания о мире и его устройстве, о жизни людей, о добре, зле, справедливости, зависти и любви.

Сказка — это возможность уйти от действительности, пофантазировать, ощутить себя всемогущим, на время оказавшись на месте любимого героя или героини.

И конечно, сказки дают надежду на то, что все будет хорошо, и все проблемы рано или поздно чудесным образом разрешатся и справедливость восторжествует.

И вот детство давно позади, а мы до сих пор иногда продолжаем верить в сказочную магию. В то, что, вдруг, ОДНАЖДЫ…

У каждой из нас была СВОЯ сказка, СВОЯ героиня, которой мы восхищались и на которую хотели походить.

Кто из них был ближе — Золушка, Василиса Премудрая или Царевна-лягушка — сейчас уже и не вспомнишь, столько лет прошло. Но все это совершенно не мешает этой самой Царевне-лягушке, Василисе Премудрой, Золушке, Русалочке или Красной шапочке жить в нашем подсознании и незаметно оттуда нами управлять.

Иногда мы, сами того не замечая, в точности копируем жизненную стратегию героини нашей любимой сказки. И если внимательно посмотреть, то можно невооруженным глазом разглядеть явные ПАРАЛЛЕЛИ, между СКАЗКОЙ и СУДЬБОЙ.

Золушка

Милая, добрая, трудолюбивая, скромная Золушка. Девушка с «маленькой ножкой, большой душой и справедливым сердцем».

Она очень много работает, терпит попреки и унижения в собственном доме, но не предпринимает никаких шагов, чтобы что-то изменить, не спорит с судьбой.

Иногда, правда, оставшись наедине с собой, она спрашивает себя: «Ну, неужто никогда не уйти мне никуда от золы и сажи?» А может, она недостаточно страдала, и надо пострадать еще, чтобы уж наверняка заслужить счастье? Так или иначе, этим вопросом Золушка и ограничивается, продолжая ждать, что кто-то придет и вызволит ее. Робость и неуверенность вполне объяснимы, ведь с детства Золушкину самооценку страшно занижали мачеха и сестры. И даже родной отец — человек неплохой, но безвольный и слабый, никогда не был для нее поддержкой.

Так как на свои силы она особенно не рассчитывает, Золушке только и остается, что возлагать надежды на Принца. И на ЧУДО, которое его к ней приведет: «Я буду хорошей девочкой, и тогда у меня все будет хорошо!» — решает она, и с удвоенной силой принимается за работу.

Золушке повезло, ее крестная — фея. Если бы не она, то никто бы так и не оценил те замечательные душевные качества, которыми сполна наделена наша героиня. А у вас есть родственники в сфере волшебных услуг?

Кроме того, эта волшебная сказка, как и все другие, заканчивается свадьбой главных героев, и мы можем только предполагать, какова будет их дальнейшая семейная ЖИЗНЬ. Полностью вверив себя Принцу, и переложив на него раз и навсегда ответственность за свою судьбу, Золушка, скорее всего, станет домохозяйкой.

Привыкшая с детства только ОТДАВАТЬ, она, вероятно, посвятит себя семье — мужу и детям, и наверняка будет забывать о себе, своих интересах и внешности.

И конечно, недоумению ее не будет предела, если ее муж-Принц — тот самый, которому она ПОСВЯТИЛА ВСЮ СЕБЯ — подыщет со временем себе кого-нибудь поярче и поинтереснее.

Но это все только в том случае, если она ЕГО все-таки встретит. Принимая во внимание Золушкину низкую самооценку и неуверенность в себе, можно предположить, что у девушки с маленькой ножкой есть большие шансы остаться в одиночестве.

Спящая красавица

Она просто спит. И вместе с ней спит ее женская природа и сексуальность. ЕГО образ тоже приходит к ней во сне. Он — это тот, кто «призван» разбудить в ней Женщину и сочтет за счастье пройти ради такого дела через заколдованный лес.

«Любовь тебя везде найдет» — усвоила она народную мудрость. Поэтому наша Красавица не спешит помогать своему Принцу в поисках — пусть сам все делает. Пускай он сначала походит-побродит по дремучему лесу, потом бесстрашно проникнет в заколдованный замок, потом принцессу поцелует, а потом она ему скажет: — Ах, это вы, принц. Наконец-то. Долго же вы заставляете себя ждать.

Только вот если ни одного такого любителя целоваться с полуживыми женщинами так и не найдется — можно проспать всю жизнь. Превращение из юной Красавицы в Спящую старуху тоже произойдет во сне.

Царевна Несравненная Красота

Еще сильнее осложнила жизнь своему суженому-ряженому Царевна Несравненная Красота из сказки «Сивка-Бурка» — тот должен был непременно допрыгнуть до ее окошка. Окошко то в светлице, светлица в высоком тереме.

Ивану, с помощью верного Сивки, это, в конце концов, удалось. После чего ему были предложены новые испытания, которые он тоже с честью преодолел.

Ивану это положено по статусу — все время преодолевать препятствия — он же сказочный герой, а вот обычному мужчине все это может со временем надоесть.

Русалочка

История о неразделенной любви. Сказка, которая напоминает — любовь часто заканчивается неудачей. Русалочка все время жертвует собой ради Принца и совершает ради него подвиги, пытаясь «прыгнуть выше головы». Вначале она спасает ему жизнь.

Затем лишается языка — теперь она даже не сможет рассказать ему о своих чувствах. Она обретает ноги взамен рыбьего хвоста, но каждый шаг дается ей с огромным трудом — она, как будто ступает по острым ножам.

Но все эти подвиги самоотверженности не приводят героиню к семейному счастью — Принц относится к ней, как к сестре. В конце концов, он женится на другой, а Русалочка погибает.

Прежде чем стать любимой — нужно пойти на серьезные жертвы! — такое послание содержит эта грустная сказка. Но принесение себя в жертву вовсе не дает нам гарантии вечной любви и счастья.

Красная Шапочка

Она разгуливает в одиночестве по лесной чаще, провоцируя голодных волков. На ней — яркая шапка, что так и влечет к девочке серых и зубастых лесных жителей. В конце концов, она даже оказывается в постели с одним из них, принимая его по наивности за милую и добрую родную бабушку. В результате — во всем виноват ТОЛЬКО волк! Знакомая ситуация, не правда ли?

А иногда мы, подобно купеческой дочери из сказки «Аленький цветочек», которая полюбила Чудище, впоследствии оказавшееся принцем, — пытаемся разглядеть своего принца в каждом «Чуде лесном» и «Звере морском». Но его там почему-то, как правило, не оказывается.

Вот и героине сказки «Синяя Борода» интуиция не зря подсказывала, что с графом «что-то не так», но потом, поддавшись на его уговоры, она сама себя убеждает, что борода «не такая уж и синяя», и все-таки выходит за него замуж. В результате — девушка едва успевает унести ноги из графского замка и чудом остается в живых. Так же иногда поступаем и мы, когда, не прислушиваясь к своему внутреннему голосу, выбираем совершенно не подходящих нам мужчин.

И все-таки без сказок наша жизнь была бы немыслима. Иногда именно вера в счастливый сказочный финал позволяет человеку выстоять в самых трудных жизненный обстоятельствах.

Нет хороших и плохих, вредных и полезных сказок — есть только наше личное, субъективное детское их восприятие. И иногда очень важно осознать, из какой сказочной истории «растут ноги» наших вполне реальных, взрослых проблем.

А еще можно попробовать написать новый сценарий, новую сказку, своеобразный план.

Но прежде, чем начать это делать, имеет смысл задать себе два вопроса: «Чего я ХОЧУ?» и «Как я СМОГУ этого достичь?». А потом — действовать. И тогда чудеса не заставят себя ждать, ведь мы сами можем их творить…

Источник http://www.inha.ru/

Источник: http://reikiraduga.ucoz.ru/publ/zhenskie_skazki/10-1-0-174

Теория сценариев: сказки и судьба — 1 (Женские сказки)

Лилия Илюшина

Каждый из нас еще в раннем детстве намечает для себя сценарий, своеобразный план, который потом настойчиво претворяет в жизнь. Мы и сами уже иногда не помним, как сочиняли эту свою историю, но она продолжает жить в нашем бессознательном и управлять оттуда нашими поступками и судьбой… Так считал Эрик Берн — американский психотерапевт, основоположник теории сценариев.

«Вначале невозможно поверить, что вся судьба,

все ее взлеты и падения наперед расписаны ребенком

не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста.

Но именно это утверждает теория сценариев»

Эрик Берн

Посеешь сказку — пожнешь судьбу

Сценарий этот формируют родители, наследственность, обстоятельства нашей жизни и многое другое. И далеко не последнюю роль в нем играют СКАЗКИ, которые нам читали в детстве. Из сказок мы получаем свои первые знания о мире и его устройстве, о жизни людей, о добре, зле, справедливости, зависти и любви.

Сказка — это возможность уйти от действительности, пофантазировать, ощутить себя всемогущим, на время оказавшись на месте любимого героя или героини.

И конечно, сказки дают надежду на то, что все будет хорошо, и все проблемы рано или поздно чудесным образом разрешатся и справедливость восторжествует.

И вот детство давно позади, а мы до сих пор иногда продолжаем верить в сказочную магию. В то, что, вдруг, ОДНАЖДЫ…

У каждой из нас была СВОЯ сказка, СВОЯ героиня, которой мы восхищались и на которую хотели походить.

Кто из них был ближе — Золушка, Василиса Премудрая или Царевна-лягушка — сейчас уже и не вспомнишь, столько лет прошло. Но все это совершенно не мешает этой самой Царевне-лягушке, Василисе Премудрой, Золушке, Русалочке или Красной шапочке жить в нашем подсознании и незаметно оттуда нами управлять.

Иногда мы, сами того не замечая, в точности копируем жизненную стратегию героини нашей любимой сказки. И если внимательно посмотреть, то можно невооруженным глазом разглядеть явные ПАРАЛЛЕЛИ, между СКАЗКОЙ и СУДЬБОЙ.

Золушка

Милая, добрая, трудолюбивая, скромная Золушка. Девушка с «маленькой ножкой, большой душой и справедливым сердцем». Она очень много работает, терпит попреки и унижения в собственном доме, но не предпринимает никаких шагов, чтобы что-то изменить, не спорит с судьбой.

Иногда, правда, оставшись наедине с собой, она спрашивает себя: «Ну, неужто никогда не уйти мне никуда от золы и сажи?» А может, она недостаточно страдала, и надо пострадать еще, чтобы уж наверняка заслужить счастье? Так или иначе, этим вопросом Золушка и ограничивается, продолжая ждать, что кто-то придет и вызволит ее. Робость и неуверенность вполне объяснимы, ведь с детства Золушкину самооценку страшно занижали мачеха и сестры. И даже родной отец — человек неплохой, но безвольный и слабый, никогда не был для нее поддержкой.

Так как на свои силы она особенно не рассчитывает, Золушке только и остается, что возлагать надежды на Принца. И на ЧУДО, которое его к ней приведет: «Я буду хорошей девочкой, и тогда у меня все будет хорошо!» — решает она, и с удвоенной силой принимается за работу.

Золушке повезло, ее крестная — фея. Если бы не она, то никто бы так и не оценил те замечательные душевные качества, которыми сполна наделена наша героиня. А у вас есть родственники в сфере волшебных услуг?

Кроме того, эта волшебная сказка, как и все другие, заканчивается свадьбой главных героев, и мы можем только предполагать, какова будет их дальнейшая семейная ЖИЗНЬ. Полностью вверив себя Принцу, и переложив на него раз и навсегда  ответственность за свою судьбу, Золушка, скорее всего, станет домохозяйкой.

Привыкшая с детства только ОТДАВАТЬ, она, вероятно, посвятит себя семье — мужу и  детям, и наверняка будет забывать о себе, своих интересах и внешности.

И конечно, недоумению ее не будет предела, если ее муж-Принц —  тот самый, которому она ПОСВЯТИЛА ВСЮ СЕБЯ — подыщет со временем себе кого-нибудь поярче и поинтереснее.

Но это все только в том случае, если она ЕГО все-таки встретит. Принимая во внимание Золушкину низкую самооценку и неуверенность в себе, можно предположить, что у девушки с маленькой ножкой есть большие шансы остаться в одиночестве.

Спящая красавица

Она просто спит. И вместе с ней спит ее женская природа и сексуальность. ЕГО образ тоже приходит к ней во сне. Он — это тот, кто «призван» разбудить в ней Женщину и сочтет за счастье пройти ради такого дела через заколдованный лес.

«Любовь тебя везде найдет» — усвоила она народную мудрость. Поэтому наша Красавица не спешит помогать своему Принцу в поисках — пусть сам все делает. Пускай он сначала походит-побродит по дремучему лесу, потом бесстрашно проникнет в заколдованный замок, потом принцессу поцелует, а потом она ему скажет:

— Ах, это вы, принц. Наконец-то. Долго же вы заставляете себя ждать.

Только вот если ни одного такого любителя целоваться с полуживыми женщинами так и не найдется — можно проспать всю жизнь. Превращение из юной Красавицы в Спящую старуху тоже произойдет во сне.

Царевна Несравненная Красота 

Еще сильнее осложнила жизнь своему суженому-ряженому Царевна Несравненная Красота из сказки «Сивка-Бурка» — тот должен был непременно допрыгнуть до ее окошка. Окошко то в светлице, светлица в высоком тереме.

Ивану, с помощью верного Сивки, это, в конце концов, удалось. После чего ему были предложены новые испытания, которые он тоже с честью преодолел.

Ивану это положено по статусу — все время преодолевать препятствия — он же сказочный герой, а вот обычному мужчине все это может со временем надоесть.

Русалочка

История о неразделенной любви. Сказка, которая напоминает — любовь часто заканчивается неудачей. Русалочка все время жертвует собой ради Принца и совершает ради него подвиги, пытаясь «прыгнуть выше головы».

Вначале она спасает ему жизнь. Затем лишается языка — теперь она даже не сможет рассказать ему о своих чувствах.

Она обретает ноги взамен рыбьего хвоста, но каждый шаг дается ей с огромным трудом — она, как будто ступает по острым ножам.

Но все эти подвиги самоотверженности не приводят героиню к семейному счастью – Принц относится к ней, как к сестре. В конце концов, он женится на другой, а Русалочка погибает.

Прежде чем стать любимой — нужно пойти на серьезные жертвы! — такое послание содержит эта грустная сказка. Но принесение себя в жертву вовсе не дает нам гарантии вечной любви и счастья.

И другие…

Она разгуливает в одиночестве по лесной чаще, провоцируя голодных волков. На ней — яркая шапка, что так и влечет к девочке серых и зубастых лесных жителей. В конце концов, она даже оказывается в постели с одним из них, принимая его по наивности за милую и добрую родную бабушку. В результате — во всем виноват ТОЛЬКО волк! Знакомая ситуация, не правда ли?

А иногда мы, подобно купеческой дочери из сказки «Аленький цветочек», которая полюбила Чудище, впоследствии оказавшееся принцем, — пытаемся разглядеть своего принца в каждом «Чуде лесном» и «Звере морском». Но его там почему-то, как правило, не оказывается.

Вот и героине сказки «Синяя Борода» интуиция не зря подсказывала, что с графом «что-то не так», но потом, поддавшись на его уговоры, она сама себя убеждает, что борода «не такая уж и синяя», и все-таки выходит за него замуж.

В результате — девушка едва успевает унести ноги из графского замка и чудом остается в живых. Так же иногда поступаем и мы, когда, не прислушиваясь к своему внутреннему голосу, выбираем совершенно не подходящих нам мужчин.

И все-таки без сказок наша жизнь была бы немыслима. Иногда именно вера в счастливый сказочный финал позволяет человеку выстоять в самых трудных жизненный обстоятельствах. Нет хороших и плохих, вредных и полезных сказок — есть только наше личное, субъективное детское их восприятие.

И иногда очень важно осознать, из какой сказочной истории «растут ноги» наших вполне реальных, взрослых проблем. А еще можно попробовать написать новый сценарий, новую сказку, своеобразный план. Но прежде, чем начать это делать, имеет смысл задать себе два вопроса: «Чего я ХОЧУ?» и «Как я СМОГУ этого достичь?». А потом — действовать.

И тогда чудеса не заставят себя ждать, ведь мы сами можем их творить…

Источник: http://sova-golova.ru/?p=2849

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть