боги в каждом мужчине

Читать

Боги в каждом мужчине

После выхода в свет книги «Богини в каждой женщине» меня завалили просьбами написать о мужчинах и богах.

Мужчины, слушавшие мои лекции о богинях, снова и снова спрашивали: «А что вы можете сказать о нас?» Таким образом, книга «Боги в каждом мужчине» является естественным продолжением предыдущей.

А еще меня побудила к написанию книги о мужских архетипах моя профессия, само время, в которое мы живем, и, как это ни парадоксально, то обстоятельство, что я — женщина.

Работая над этой книгой, я делаю то, что женщины традиционно делают для мужчин. Мы всегда помогали мужчинам интерпретировать их внутренний мир, ибо они нередко делятся с женщинами тем, чем не склонны делиться друг с другом.

Например, многие мужчины предпочитают психоаналитиков противоположного пола, — с нами они чувствуют себя в большей безопасности, им легче делиться своими проблемами с женщиной.

Сами они говорят, что это позволяет избежать чувства соперничества и страха перед общением, которые мог бы пробудить в них аналитик-мужчина.

Как отмечает в своей книге «Времена года в жизни мужчины» психолог Дэниэл Левинсон, нередко в жизни успешного мужчины есть «особая женщина», играющая для него роль «хранительницы мечты». Иногда эта роль достается именно женщине-психоаналитику.

На сеансах психоанализа мужчины рассказывают о своей внутренней жизни, о своих болевых точках и сильных сторонах. Обретая понимание себя, они заодно учат меня.

Я вижу, каков тот или иной мужчина внутри, какие архетипы в нем таятся, почему ему бывает сложно оставаться собой и вести себя непосредственно. Вот что писал по этому поводу Левинсон:

«Особая женщина» в чем-то сродни подлинному наставнику, ее особая задача состоит в том, чтобы поддерживать связь молодого мужчины с его Мечтой. Она помогает ему пробудить ту часть «я», где эта Мечта обитает. Такая женщина облегчает ему переход во взрослый мир и следование за Мечтой.

Отчасти ей это удается за счет того, что она активно играет роль учителя, советчика, опекуна, критика.

На более глубоком психологическом уровне она дает мужчине возможность проецировать на себя свою внутреннюю женщину — то, что Юнг называл «анимой», — которая пробуждает и поддерживает в нем героические порывы1.

По многим причинам мужчины нередко находят больше понимания со стороны женщин, чем со стороны других мужчин, и больше раскрываются перед женщинами, чем друг перед другом. Приведу выдержку из «Доклада о доверительных взаимоотношениях между мужчинами» Мак-Гила:

Лишь у одного мужчины из десяти есть приятель мужского пола, с которым он говорит о работе, деньгах, браке; только у одного из двадцати есть друг, с кем он делится сокровенными мыслями о себе и о своих сексуальных переживаниях…

Наиболее распространенный вариант мужской дружбы — это когда у мужчины есть много приятелей и каждый из них знает немного о какой-то сфере его публичной жизни.

Таким образом, что-то о нем известно каждому, но это лишь небольшая часть целого2.

Мак-Гил обнаружил, что если мужчина и раскрывается перед кем-нибудь, то обычно перед женщиной — либо женой, либо кем-то еще. Как и подозревают большинство женщин, мужчины чаще делятся своими чувствами, мыслями и мечтами с ними, чем с другими мужчинами.

И еще, как отмечает Джин Бейкер Миллер в книге «О новой психологии женщин»: когда люди разделены на доминирующую и подчиненную группы (мужчины и женщины; черные и белые; богатые наниматели и бедные слуги), то подчиненная группа вынуждена знать о доминирующей группе больше, чем доминирующая знает о подчиненной. Из-за этого, а также из-за того, что женщины вообще по природе своей больше интересуются людьми, они всегда неплохо знали мужчин3.

Таким образом, «Боги в каждом мужчине» — это психология мужчины с точки зрения женщины.

При этом я делаю то, что женщины делали для дорогих им мужчин на протяжении многих столетий: отражаю то, что вижу, осознавая, насколько важно проявлять чуткость при описании их недостатков и проблем, а также оценивать по достоинству их позитивные качества. Книга написана с точки зрения сочувствующего наблюдателя — именно такую точку зрения я склонна занимать и на работе, и в личной жизни.

Я психиатр и психоаналитик-юнгианец, практикующий профессор психиатрии в Калифорнийском университете (Сан-Франциско). За годы работы мне приходилось проводить психоанализ с множеством мужчин и женщин. Я женщина, занимающаяся традиционно мужской работой. Большинство моих наставников, друзей и сотрудников — мужчины. В свою очередь, я обучала профессии как мужчин, так и женщин.

Кроме того, я типичная «папина дочка», или «папина малышка», и отец всегда гордился моими достижениями. Поэтому мне было проще, чем многим другим женщинам, утвердиться в этой патриархальной культуре.

И еще, я в течение девятнадцати лет была женой, — наш брак был одновременно традиционным и эгалитарным, — затем три года мы с мужем жили порознь и наконец развелись. Я мать двоих детей, сына и дочери.

Оба родились в начале семидесятых, в десятилетие, когда особенно активным было женское движение, решительно оспаривавшее устоявшиеся стереотипы, согласно которым воспитание призвано изменить природу ребенка.

Книга «Бог в каждом мужчине» предлагает «бинокулярный» взгляд на психологию — точку зрения, учитывающую как сильные архетипы, действующие внутри личности, так и внешние стереотипы, которым необходимо соответствовать. Понимание обоих этих факторов помогает нам лучше разобраться, в чем состоят наши конфликты и как можно скорее достичь целостности.

Такая точка зрения развилась у меня на основе профессионального обучения и личного опыта.

Благодаря практике я научилась понимать, что происходит в сердцах и головах мужчин и женщин, — узнала, какую радость доставляет ощущение целостности и слияния с миром, когда мы ведем себя в соответствии со своей внутренней сущностью.

И наоборот, когда на сознательном уровне мы отрицаем и подавляем свою архетипическую природу, в наши тела и сны входят страдания и противоречия. Только многолетний опыт работы в сфере психологии позволяет отчетливо видеть, каковы эти архетипы и как они проявляются в жизни каждого отдельного человека.

Кроме того, важно понимать явление, которое называют «ростом сознания». В прошлые два десятилетия мы узнали, как сильно стереотипы могут исказить и ограничить потенциальные возможности человека, — в частности, женщины. За это время многие женщины осознали, насколько сильно патриархальная культура воздействует на их личность.

Ценности и верования человека формируются культурой, которая отражается в законах, обычаях, распределении власти, критериях определения ценности и статуса каждого из нас. В патриархальном обществе женщинам живется не слишком легко.

Однако мужские стереотипы властвуют также и над самими мужчинами, причем нередко мешают им проявлять свои естественные склонности, поощряя одни качества и отвергая другие.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=121792&p=1

Боги в каждом мужчине: найдите своего

Боги в каждом мужчине: найдите своего

Говорят, что в каждой женщине живет богиня. Психоаналитик Джин Шинода Болен уверена: в каждом мужчине тоже обитает бог. Зевс, Посейдон, Аполлон …Оказывается, с этими жителями Олимпа мы пересекаемся куда чаще, чем кажется. Лишь тогам да хламидам пришла на смену более современная одежда, а в остальном — мало что изменилось…

Зевс

Зевс — главный бог, диктатор и громовержец – он восседает на своем троне с пучком молний в руке.

Это самый могущественный из богов, и мужчина, в котором он силен, тоже стремится к власти и высокому положению в обществе.

Прославившийся своими амурными похождениями, Зевс имел интимные связи с божествами женского пола, нимфами и простыми смертными всех мастей. И, в итоге, изрядно пополнил ряды олимпийцев. Зевсы современные не особенно от него отстают.

Его женщина: Честолюбивый и важный, он ищет женщину себе под стать: красивую, неглупую, с хорошей родословной. Недалекая подруга способна испортить нашему герою карьеру, от слишком незаметной тоже мало пользы.

Поэтому выбор мужчины — Зевса- дама во всех отношениях достойная. Согласившись связать с ним свою жизнь, вы получите и высокий статус в обществе, и дом — полную чашу.

Вот только супруга вы будете видеть лишь изредка — большую часть времени он будет вершить свои великие дела.

Посейдон

Посейдон – бог океанов и морей, хозяин переменчивого водного мира. Чтобы его понять нужно представить себе могучую морскую стихию с ее необузданным нравом. Темпераментный и эмоциональный, этот человек часто «выходит из берегов», выплескивая свой гнев на того, кто первым подвернется под руку.

Его женщина: Женщине, сделавшей выбор в пользу Посейдона,стоит помнить: для него очень важна собственная независимость. Это лихой пират, склонный к выпивке и разгулу с плясками на столе.

Он сексуален и полигамен — ждать от него постоянства и верности – особенно не приходится. Самостоятельная карьеристка — не героиня его романа.

Привыкший властвовать и доминировать, Посейдон, способен ужиться лишь с подругой, знающей свое место.

Аид

Аид – бог подземного царства: угрюмый и бескомпромиссный. Он понятия не имеет о том, как правильно выбирать одежду и не владеет искусством самопрезентации.

Он не мастер флирта и не завсегдатай светских раутов. Это отшельник, одиночка, не умеющий выглядеть эффектно и «пускать пыль в глаза».

Неловкий, несуразный, не обладающий богатым опытом общения с женщинами, он, тем не менее, способен на очень сильное чувство.

Его женщина: Восприимчивая, доброжелательная и в меру активная дама способна стать посредницей между этим мрачным чудаком и окружающим миром.

Ее задача — помочь ему выбраться из его «раковины» и более-менее адаптироваться к реальности.

Сделав это, она будете вознаграждена: сокровища, хранящиеся в тайниках его души, прольются на смелую женщину золотым дождем — она обретет верного и надежного мужа.

Аполлон

Мифическому Аполлону не особенно везло с женским полом – это единственный бог, не имеющий жены или постоянной партнерши. Нечто подобное иногда случается с примерными мальчиками из хороших семей. Часто такой мужчина – сын не в меру заботливой матушки, для которой он является смыслом всей ее жизни.

Его женщина: Красивый и благородный- он вроде бы похож на героя, но, что называется, «не орел». Слишком уж благоразумен, рассудителен и склонен к самолюбованию. Он не особенно страстен и часто женится на женщине – друге, партнере по работе, такой же разумной и рациональной, как он сам.

Это брак двух успешных профессионалов — без бурных всплесков и накала страстей. Тем не менее,он может быть достаточно прочным. Единственное, о чем стоит знать его потенциальной избраннице: Аполлон — не из тех мужей, которые активно помогают женам по хозяйству и с радостью возятся с малолетними детьми.

Гермес

Гермес – бог неожиданности, удачи и совпадений. Неистощимый выдумщик, он обладает острым умом, развитой интуицией и никогда не сидит на месте. Ему подойдет профессия журналиста или рекламного агента — он любит и умеет поговорить, его речи складны и увлекательны.

Его женщина: Гермес — это такой Питер Пэн — обаятельный и довольно безответственный. Его девиз: «Леди,никому из вас не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину!» Каждая новая женщина для него — непрочитанная книга, которая интригует и манит.

Если ваш избранник – этот любознательный и увлеченный «библиофил», вам стоит держать в голове две вещи: 1) ему важно получить желанную женщину не сразу — ее благосклонности он должен долго и упорно добиваться.

Только тогда «трофей» будет особенно ценным и значимым; 2) Это не тот человек, в которого можно вцепиться мертвой хваткой — в данном случае, чем длиннее будет узда — тем проще его удержать.

Арес

Арес — бог войны и спора — он расцветает в конфликтах и с удовольствием упивается радостью битвы. Агрессивный и напористый, он запросто может потерять голову от ярости и в любой момент ввязаться в драку.

Это известный мастер влипать в неприятные ситуации — толком не разобравшись, лезет в самую гущу конфликта и чуть что — принимается орудовать кулаками. Арес живет и в доблестном герое войны, и в забияке из ближайшего бара.

Его женщина: Самая лучшая совместимость у этого буяна и задиры может возникнуть с опытной, жизнелюбивой и раскованной женщиной. Обладающие сходными темпераментами, эти двое не дадут друг другу заскучать — эксцентричные и чувственные, они здорово разнообразят жизнь друг друга безудержными вспышками гнева и яркими эротическими фейерверками.

Гефест

Гефест — изобретательный олимпийский мастеровой — прагматичный и приземленный. В мастерской ему, безусловно, нет равных, но за порогом кузни могут начаться проблемы.

По легенде он был мужем — рогоносцем богини любви Афродиты, известной своими многочисленными любовными связями. И, вероятно,многого натерпелся от пылкой красавицы.

Но этот скрытный и замкнутый молчун все держит в себе и никогда не делится своими проблемами.

Его женщина: Умеющий верно и глубоко любить, он может всю жизнь терпеливо ждать свою единственную женщину. Партнерша, которая составит его счастье – добрая, ласковая и деликатная.

Увы, этот мрачный увалень часто коротает свои дни в одиночестве.

Дамы часто обходят «не знающего слов любви» мастерового стороной, вспоминая о нем лишь, когда нужно установить стиральную машину или починить холодильник.

Дионис

Бог вина и экстаза Дионис. В мифах его всегда окружали представительницы прекрасного пола: мамки, няньки, очаровательные любовницы, неистовые вакханки. Романтический выпивоха и страстный любовник предлагает женщинам сделать небольшой перерыв на безумие. Блуждая по миру, он привлекает к себе внимание благообразных дам и вносит разлад и смуту в их привычную жизнь.

Его женщина: Женщины к нему тянутся — тонкий знаток прекрасного пола, он способен в любой партнерше разбудить дремлющую сексуальность. Только не надо надеяться, что, став вашим законным супругом, он сразу же обретет степенность и надежность.

Вспомните великовозрастных длинноволосых седых «мальчиков» — бывших хиппи, рок – гуру, поп певцов… Как семьянин гуляка Дионис состоится лишь при условии, что повстречает на своем пути женщину, умудрившуюся совместить в себе два непохожих качества: она должна стать для него и заботливой «мамой» и восхищенной «девочкой», ловящей каждое его слово.

Источник: http://sova-golova.ru/?p=1299

Джин Болен — БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ. АРХЕТИПЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬЮ МУЖЧИН

Так компетентность Зевса потерпела сокрушительное поражение во Вьетнаме. Этой войной управляли мужчины, стремительно взлетевшие к вершинам власти — за что окружающие считали их по-настоящему «бравыми ребятами».

Глядя из Вашингтона, они были уверены, что техническое и огневое превосходство американской армии предопределяет исход войны. Настроения и дух вьетнамцев никто в расчет не принимал, — а ведь именно они не позволили американцам победить. Эта война принесла людям непостижимые страдания.

Однажды кто-то выдвинул предложение, чтобы ядерная кнопка была вживлена в сердце человека — и президенту, чтобы нажать ее, необходимо было бы лично убить этого человека тупым ножом.

Тот, кто это предложил, осознавал, что мужчина-Зевс «не видит деревьев за лесом» и нужно заставить его воочию увидеть страдания и смерть, которые причинит людям его приказ.

Архетип Зевса побуждает мужчин (и женщин) стремиться к могуществу и использовать его. Но обретение власти таит в себе некоторые опасности.

Историк XIX века лорд Актон, непримиримый противник доктрины о непогрешимости Римского Папы, писал: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

Эти слова превратились в афоризм — краткое высказывание, выражающее принцип, который мы считаем истинным, — и Зевсы часто подтверждают его своими действиями разного масштаба.

В прошлом наделенные властью мужчины верили, что эта власть дана от Бога, — и это не удивительно, поскольку ими руководит архетип Зевса. В качестве противовеса власти таких людей были созданы законы, — но даже теперь многие Зевсы считают, что они «выше закона», и ведут себя соответственно.

Если мужчина демонстрирует свою власть над другими посредством насилия, ментальность типа «кто сильнее, тот и прав» развращает его все сильнее.

В наихудшем случае такое основанное на самообмане оправдание, — якобы он имеет право так поступать, — приводит к избиению жены, издевательствам над детьми и инцесту.

Власть и паранойя часто идут рука об руку.

Мужчины, поднявшиеся на вершину, боятся быть свергнутыми, подозрительно относятся к побуждениям других людей, не верят в верность друзей и подавляют рост окружающих, чтобы те не стали слишком сильны.

Таким образом, они порождают тех самых врагов, которых боятся. Именно об этом повествуют истории Урана, Кроноса и Зевса. Такова теневая сторона архетипа отца.

Мужчина, наделенный авторитетом и властью, восседающий на вершине какой-то определенной горы, склонен думать, что авторитет в одной сфере делает его экспертом во всех областях.

Например, многие врачи склонны к завышенному самомнению, поскольку им ежедневно приходится принимать решения, от которых зависит жизнь и смерть людей, а также потому, что окружающие нередко признают за ними авторитет в областях, в которых они совсем не разбираются.

Довольно часто, став жертвой собственного самомнения, какой-нибудь врач мнит себя хорошим инвестором, хотя практически не знаком с данной сферой деятельности, — и обычно эта ошибка оборачивается для него убытками.

Раздутое самомнение Зевса нередко делает его жертвой манипуляций со стороны тех, кто готов ему подыгрывать (тех же, кто подыгрывать отказывается, он склонен подавлять). Именно об этом идет речь в сказке «Новое платье короля», когда мужчина полагает, что человеку его ранга окружающие обязаны льстить, и верит в лесть.

Он отвергает правду и искренних людей, — а затем страдает от последствий. Закон Грешэма гласит, что грязные деньги отпугивают чистые, — точно так же лесть отпугивает правду. Человек, обладающий властью над другими и дающий понять, что он «не желает слышать правду», оказывается совершенно отрезан от этой самой правды.

Эмоциональная отстраненность от других людей в сочетании с эмоциональной незрелостью и властью — все это ведет к возникновению целого ряда проблем у окружающих. Жену, ожидающую от такого мужчины душевной близости и общения, ждет разочарование.

Однажды установив взаимоотношения, он уже не заботится об их поддержании (чтобы поддерживать и углублять взаимоотношения, ему необходимо развить и другие архетипы). Если жена подобна Гере, а муж — развратному Зевсу, его предательство заставляет ее тяжко страдать.

Если эта женщина даст волю ревности и мстительности, то испортится и ее характер.

Постоянное отсутствие отца и его суровые суждения негативно влияют на детей. На эмоциональном уровне они чувствуют себя покинутыми или отвергнутыми. Если им не удается оправдать ожиданий отца, они нередко страдают от заниженной самооценки.

Если Зевс жесток, то его жертвы не просто страдают физически, — они получают эмоциональные травмы, которые затем либо побуждают к жестокости их самих (что более свойственно сыновьям), либо подталкивают к ситуациям, где они снова становятся жертвами.

Мужчина-Зевс часто не видит своих проблем и не понимает, что ему необходимо расти, пока не грянет серьезный кризис, когда он уже просто не сможет игнорировать чувства — либо чужие, либо свои. Нередко Зевс начинает расти лишь после того, как познает унижение и собственную уязвимость.

Известие о том, что не все хорошо, с трудом пробивается в сознание мужчины-Зевса.

Так, в одном из самых знаменитых фильмов с участием Рональда Рейгана, ставшего впоследствии президентом США, его герою пришлось вначале проснуться, — только после этого он смог понять, что у него отсутствует часть тела, и расстроиться по этому поводу: «А где все остальное?» (Рейган играл знаменитого футболиста Джорджа Гриппа в фильме «Knute Rockne: All-American». Джордж проснулся в больничной палате, обнаружил, что ему ампутировали ногу, и спросил: «А где все остальное?»)

Поскольку Зевс эмоционально холоден и уделяет мало внимания самосозерцанию (ибо самосозерцание подразумевает нисхождение в царство Гадеса), такой мужчина обычно просто не видит, что он отрезан от себя самого и от окружающих.

И так будет, пока не произойдет нечто такое, что заставит его с болью осознать, что в его жизни не все в порядке.

А просыпается он обычно под воздействием стимула, исходящего от какого-то близкого человека: от него уходит жена, не в силах больше терпеть постоянные измены или то, что он все время проводит на работе; ребенок, с которым он даже не удосужился толком познакомиться, восстает против него или же просто не хочет иметь с ним ничего общего. Лишь после того, как близкие люди решительно разорвут свои связи с ним, Зевс понимает, что он потерял, и ощущает боль.

Осознание того, насколько он отрезан от собственных чувств и от других людей, может прийти к Зевсу и постепенно — в ходе психотерапии. Но поскольку Зевс испытывает потребность всегда контролировать ситуацию и считает, что воля решает все, такой человек обычно не обращается за помощью.

Более характерная для него реакция на психологическое потрясение состоит в том, чтобы подняться над ситуацией и с головой окунуться в работу. Обычно Зевс посещает психотерапевта лишь потому, что на этом настаивает его супруга, да и тогда он заявляет, что пришел только «ради нее».

Или же приходит к врачу, поскольку специалист, работающий с его ребенком, требует, чтобы в терапевтический процесс включились также оба родителя.

Хотя у мужчины-Зевса могут быть любые серьезные проблемы со здоровьем, чаще всего его сбивает с ног именно сердечный приступ. Это заболевание несет очень сильную символическую нагрузку и требует от человека серьезных перемен в образе жизни.

Здесь так и напрашивается метафора «он не слушался своего сердца и это его чуть не убило», — ибо именно сердце традиционно считается вместилищем эмоций. Чтобы спасти свою жизнь, такому человеку необходимо спуститься с вершины, поскольку воздух там слишком разреженный, а его сердцу требуется кислород.

Возможно, он наконец осознает, что это не просто органическое заболевание, но физическое отражение эмоциональной проблемы.

Сердце способно резко перевернуть его жизнь и иным способом. Он может полюбить. Сраженный стрелой Эроса, Зевс может ощутить исходящее из области бессознательного страстное и непреодолимое влечение к женщине, без которой жизнь утратит смысл. Рассудок покинет его, и он забросит свои обязанности.

Юнг называет явление, когда какая-то крайняя позиция переходит в свою противоположность, энантиодромией, — в данном случае подавляемые и пренебрегаемые инстинкты и эмоции восстают и ниспровергают рассудок. За этим следует кризис, разрушающий установившуюся психическую структуру мужчины и угрожающий целостности его семьи, — но этот же кризис дает новую жизнь и силу его стесненному сердцу.

Потребность жить в царстве эмоций, которую он не признавал, теперь волею судьбы проникла в его сознание.

Источник: https://profilib.net/chtenie/65692/dzhin-bolen-bogi-v-kazhdom-muzhchine-arkhetipy-upravlyayuschie-zhiznyu-muzhchin-18.php

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть